История

Из истории дачного кооператива "Кавголово-Стандарт" (1928 - 1968гг)

Текст ниже является приложением к протоколу общего собрания пайщиков кооператива «Каголово-Стандарт» от 2 августа 1968 года и рассказывает о 40-летней истории дач, которые расположились в живописнейшем месте около Кавголовских озёр.

Из истории дачного кооператива "Кавголово-Стандарт" (1928 - 1968гг)
Читать дальше »
История

Земские школы 100 лет назад

Земские школы 100 лет назад

Интересное издание удалось найти в фондах Российской Национальной Библиотеки. «Справочная книжка Санкт-Петербургского уездного земства», выпущенная в 1908 году, рассказывает о земских школах, их организации, учителях, предметах, которые в них изучались. О некоторых из этих школ мы и расскажем нашим читателям, приведя выдержки из «Справочной книжки».
Читать дальше »
История

«В блокаду меня спасла работа на аэродроме в Углово»

«В блокаду меня спасла работа на аэродроме в Углово»88-летняя вдова участника и инвалида Великой Отечественной войны Валентина Беляева (Васильева) фактически лишена возможности выходить из квартиры. Без посторонней помощи ей не преодолеть лестничные марши пяти этажей

Сейчас, в год 70-летия Великой Победы, власти всех рангов очень много говорят о том, что все ветераны у нас окружены должной заботой и вниманием. Но, как показывают обращения на нашу горячую линию, на самом деле до сих пор в Петербурге есть ветераны, не имеющие достойного жилья. Вот и 88-летняя Валентина Николаевна Беляева (Васильева), блокадница, вдова участника Великой Отечественной войны, награжденная орденом Отечественной войны» II степени, медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны, инвалид-опорник I группы, живет в проходной комнате на 5-м этаже хрущевки на Ключевой улице (Калининский район). Без посторонней помощи ветерану на улицу не выбраться: лифта, как известно, в хрущевке нет. Обращения к чиновникам с просьбой улучшить условия результата не дают.
Читать дальше »
История

Первопроходцы Ладожского озера

Первопроходцы Ладожского озера

На берегу Ладоги, вблизи Осиновецкого маяка, где проходили водные, ледовые и воздушные пути, связывающие Ленинград с Большой землей, в 1972 году был открыт музеи, сосредоточивший всю историю Дороги жизни. А еще раньше были открыты народные музеи в Коккорево, на станции Ладожское озеро, в Ваганове, экспозиции которых дополняют эту историю. Почти ежегодно проходят у Вагановского спуска традиционные встречи теперь уже редеющих рядов участников этих событий.

О Дороге жизни очень много написано. И в ряде повествований ставится вопрос о приоритете. Кому впервые пришла мысль соединить через лед Ладожского озера Большую землю с осажденным Ленинградом? Кто и когда впервые прошел по льду озера от одного берега к другому? А кто и когда первым проехал по льду Ладоги? Искать ответ на первый вопрос бессмысленно, ибо в самый критический момент блокады Ленинграда такая мысль могла прийти многим.
Читать дальше »
История

Небольшое путешествие в прошлое. Год 1936

Карта "Окрестности Ленинграда". Издание Гос. Картографического Института. 1930 г.

Согласно Постановлению президиума Ленобисполкома «О ликвидации Ленинградского Пригородного района» летом 1936 года вместо огромного Пригородного района, в который входили все ближайшие к городу территории (а Ленинград считался не только областным, но и районным центром), были созданы несколько новых небольших районов, в частности, «Всеволожский с центром в дачном посёлке Всеволожский. Район, как и положено новорожденному, был маленький. В него вошли два рабочих посёлка: Дубровка и имени Морозова и 8 сельсоветов – Всеволожский, Романовский, Вагановский, Колтушский, Ново-Пустошский, Ново-Саратовский, Островский и Яблоновский.

Часть современного Всеволожского района была на территории Токсовского и Парголовского районов, а часть – на территории Финляндии. Поэтому район считался пограничным. Постановлением президиума Леноблисполкома от 28 ноября 1938 года «О режиме в пограничных округах и районах Ленобласти», к пограничной запретной зоне Ленинградской области были отнесены Ораниенбаумский и Токсовский особые пограничные районы; населенные пункты Вагановского и Романовского сельсоветов и посёлки Выборгской (Невской) Дубровки и завода им. Морозова. На Ириновской линии железной дороги конечной станцией свободного въезда был Мельничный Ручей, на Рассульской (Токсовской) линии – село Лаврики. Публикации старых газет помогут современным читателям совершить небольшое путешествие в 1936 год.
Читать дальше »
История

Засекреченный "Редут"

… В газете «Британский союзник» № 36 за 1945 год была напечатана статья «Радиолокация — могущественное оружие войны». Обращает на себя внимание своей категоричностью не только заголовок, но и ряд выводов статьи: «Если бы не радары, то германская авиация разрушила бы Лондон. Стоило только германским самолетам подняться из Западной Европы, как английское командование могло тут же направить свои истребители в точно указанные районы».

Второй факт. Налеты японцев на американскую военную базу Перл-Харбор на Тихом океане и фашистов на наш флот в Финском заливе по своим масштабам аналогичны. В том и другом случаях действовало более 359 бомбардировщиков. Только вот результаты; американский флот японцы разбили в пух и прах — 8 линкоров, 6 крейсеров, 1 эсминец были уничтожены. В Кронштадте же ничего не вышло у асов люфтваффе — флот наш остался целехонек. У американцев и англичан были совершенные, серийного производства радары. У нас «Редуты». Один из таких «Редутов» за № 1, первенец радиолокации, находился на боевой позиции в пос. Токсово в километре от большого трамплина по дороге на Матоксу (в конце улицы Советов), и выполнял боевую задачу по обнаружению фашистских самолетов и оповещению о них истребительной авиации и зенитной артиллерии.

Прежде чем подробно говорить о токсовском «Редуте», вспомним, в какой системе он работал, ибо вне системы эффективность его работы была бы ниже. К началу Великой Отечественной на вооружении Красной Армии были звукоулавливатели, позволяющие определить направление летящих самолетов на расстоянии до 20 — 25 км; прожекторы, мощные лучи которых пронизывали небо и подсвечивали самолеты.
Читать дальше »
История

Историки установили точную дату гибели поэта Николая Гумилева

Меж тем, ради этой находки историк и руководитель центра «Возвращенные имена» Анатолий Разумов потратил двадцать пять лет жизни.

Историки установили точную дату гибели поэта Николая Гумилева

— Анатолий Яковлевич, правильно ли я понимаю, что о смерти Гумилева не было никаких сведений.

— Почти никаких. Достоверно было известно, что 3 августа 1921 года Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации», а спустя несколько дней — расстрелян. Никакого документа о смерти Гумилева не было, потому и даты расстрела назывались разные: то ли 24 августа 1921 года — это дата вынесения приговора, то ли 25 августа — следующий день после исполнения.
Читать дальше »
История

Ириновская железная дорога

Востребованная в начале 20-го века узкоколейная железная дорога, соединявшая Петербург с окрестностями, была разобрана. В наше время практически не осталось от нее следов, кроме воспоминаний.

Ириновская железная дорога

Во второй половине 19-го века начали активно развиваться окрестности, расположенные к северо-востоку от Петербурга. В имении Рябово в 1872 году П.А.Всеволожский открывает лесопилку и паровую мельницу. В поселке Ириновка барон П.Л.Корф расширяет добычу торфа и производство торфяных брикетов, широко используемых в то время для отопления. В Шлиссельбурге открывается частный пороховой завод.

Окрестности становятся привлекательными для дачников. Купцы из Петербурга стремятся покупать земли у всеволожских помещиков. Однако, развитию района препятствовало отсутсвие надежных транспортных связей с городом.

Строительство железной дороги, которая бы соединила окрестности с городом было инициировано бароном Павлом Леопольдовичем Корфом, бывшим городской главой и председателем Вольного Экономического Общества. Его целью было обеспечение транспортного потока для своего производства. Торфяники Корфа находились вблизи станции Рахья.
Читать дальше »
История

Дневник солдата

Дневник солдатаДневник Григория Грязнова, прошедшего всю Великую отечественную войну в составе Ленинградского и 3-го Украинского фронта, участвовавшего в боях на Невском пятачке. Первая сохранившаяся запись дневника относится к июню 1942 года, последняя датирована 26 июля 1945 года.

«Передать или переслать сыну Грязнову Вене (сын Грязнова Викентий). Ивановская область, Семеновский район, деревня Гордеиха», — так подписан раритет. Ознакомиться с ним удалось только потому, что герой выжил, а тетрадь с записями все-таки благополучно была передана сыну, а затем досталась по наследству внуку Григория Пименовича Грязнова, автора дневника.

«Дед был награжден медалями. Помню, маленьким играл с ними, но вот какими ни знаю. Одна была точно — «За оборону Ленинграда». В каком звании окончил войну, не знаю, но, скорее всего, «сержант» или «старшина». В нашем современном понимании обыкновенный «рабочий войны», которому посчастливилось выжить», — рассказал корреспонденту «БалтИнфо» внук Григория Пименовича Вадим Викентьевич Грязнов.

Родился Грязнов Григорий Пименович в 1898 году в Костромской области, в 1909 году вместе с семьей приехал в Петербург. Был участником Гражданской войны. Воевал на Карельском перешейке в составе войск ПВО в Финскую войну. С самого начала Великой отечественной войны до 1942 года также находился в войсках ПВО Ленинграда. Был полковым писарем, но в основном занимался своей основной профессией – строительством (возводил мосты, строил блиндажи и т.д.). Часто бывало, командир направлял его на работы в блокадный Ленинград. С 1942-го по август 1945 года находился в составе 3-го Украинского фронта в качестве минера. Участвовал в боях у озера Балатон, дошел до границы с Германией.
Читать дальше »
История

Блокадные рассказы ингерманландских финнов

Блокадные рассказы ингерманландских финновПоводом для этой статьи стала одна февральская публикация в журнале ”Inkeriläisten viesti” (название можно перевести как «Известия ингерманландцев») в феврале этого года – в №2 за 2014. В небольшой статье «Блокада Ленинграда и ингерманландские финны» вице-спикер парламента зарубежных финнов Владимир Кокко затрагивает тему блокады в пригородах Ленинграда.

Торжества, посвященные 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады, освещались во многих европейских СМИ. Для финнов эта тема имеет особое значение: во время второй мировой войны Финляндия воевала на стороне фашисткой Германии, финские войска держали с севера блокадное кольцо и оккупировали часть Карелии с Петрозаводском. Споры о причинах участия Финляндии в блокаде Ленинграда, степени ее вины перед рядовыми ленинградцами до сих пор остаются предметом для дискуссий по обе стороны границы.

Наряду с общеизвестными фактами о блокаде В.Кокко пишет (перевод выполнен Смирновой Г.С. в агентстве ПрофПереводы): «Большая часть наших соотечественников жила в сельской местности, где возле дома располагались собственные картофельные поля, а в хлеву была своя корова… Картошка и бочка квашеной капусты, конечно, были хоть каким-то спасением, в то время как город был во власти голода». С этим можно поспорить. При необходимости советская власть с начала 1930-х изымала «излишки» сельскохозяйственной продукции у крестьянства, финны пережили раскулачивание и депортации в 1930-х, поэтому пригороды блокадного Ленинграда нельзя считать исключением. Воспоминания свидетелей показывают, что независимо от национальности продукты и коровы изымались у большей части сельского населения. И в то же время в сельской местности часто не действовала карточная система. Жители южных пригородов, оказавшись в зоне боевых действий, бежали в Ленинград. Из статьи В.Кокко читатель узнает, что население начало решать продовольственную проблему самостоятельно. «В осенне-зимний период по ингерманландским деревням ходили многочисленные воры, которые были осведомлены о «богатствах» сельского населения. По ночам воровали картошку из уличных погребов. А иногда случались грабежи хозяйства и скота даже посреди дня, так как дети и старики не могли дать отпор».
Читать дальше »