История

Гуляя по Мурино (1878г.)

Муринская церковьСело Мурино (за Лесным корпусом). Все дачные места носят на себе какой-либо однообразный колорит: деревенский — если дачный элемент совершенно подавляется крестьянским, или наоборот — дачный, когда крестьяне стушевываются перед наезжей публикою. Но наше село отличается тем, что оба элемента в нем равносильны: жизнь крестьянская не прячется на задворках и не боится главной улицы; горожане, со своей стороны, живут, как подобает жить порядочным людям «на даче», а не в какой-нибудь деревне.

Нельзя, однако, сказать, чтоб «цивилизация» не коснулась вовсе наших мужиков, но странным песенным мотивом, носящимся в воздухе. Мотив этот звучит во всех углах, из всех окон крестьянских изб; он вам знаком и приводит на память «Демидрон», «Крестовку», различные сады, не исключая «Зимнего». Это — «Стрелок».

Вместо залихватской или унылой русской песни — «Стрелок»!
Какими судьбами? — Этот вопрос я задавал себе и я, но не мог решить его, пока не обратился за разъяснением к одному бойкому муринскому парню. Парень шел в церковь и в задумчивости напевал себе под нос: «Я хочу вам рассказать, рассказать и пр.». Послушай, любезный, откуда у вас эта песенка? — «От мадамов:» — От каких таких мадамов? — «Известное дело, от таких. Мы тоже не лыком шиты: зимой на промысел в Питер ездим — там всякой музыке и манерам научаемся. Вот хоть бы кандрель: очень хорошо пляшем и девок своих научили. Вечерком посмотрите».

Село Мурино принадлежит князю Воронцову, но владельцы давно уже не живут в своей вотчине, и памятником их прежнего пребывания остается только разрушенный каменный дом в парке. Теперь на месте летнего отдохновения русского вельможи свили себе гнезда птенцы совсем другого полета — англичане-биржевики. Широко раскинулись их дачи по обеим сторонам дороги у речки, приветливо шелестят листы деревьев в их садах, далеко распространяют свой аромат клумбы цветов, шумно жужжат пчелы из английский ульев, радостно лают сытые псы, и с завистью смотрит на все это богатство и довольство русский дачник. Англичане — боги Мурина. Они всемогущи и вседовольны, а потому не нуждаются в обществе дачников и держат себя от всех в стороне и непреступно. Другие дачники тем более ими интересуются, и вы, гуляя по Мурину, у какой-нибудь дачи непременно услышите разговор про англичан…

Упомяну о замечательной привязанности некоторых дачников к Мурину; говорят, что какое-то немецкое семейство живет здесь на даче около 30 лет; да и вообще тут мало случайных дачников, которые проживут одно лето, а там и поминай как звали; нет — здесь дачники, так сказать, «хронические»…

Но свежему человеку трудно понять, как можно прожить целое лето при такой скуке, когда «Стрелок» и кадриль деревенской молодежи составляют все развлечение дачника. Ходишь по улице, по аллее, читаешь без конца, а ночью часов с 12 смотришь, как танцуют под самыми окнами дачи про звуках все того же «Стрелка» деревенские парочки.

Подготовила Наталья Седова.
«Петербургский листок», 1878, №136, 12 июля
  • 0
  • +4

Похожие статьи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.