Факты искажать недопустимо!
Отрадно, что редакция «Всеволожских вестей» приняла приглашение присутствовать на Круглом столе, проведенном в память об А.Н. Оленине 3 декабря прошлого года в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств. Однако репортаж Ольги Лазаревой «Необыкновенный Оленин», опубликованный 19 декабря, преподнес читателям букет фактических ошибок и загадок, которые считаю своим долгом исправить и разъяснить.
Круглый стол был приурочен к 250-летию со дня рождения А.Н. Оленина, который «почти тридцать лет жизни» был не председателем Императорской Академии художеств, а ее президентом! Родился же этот друг наук и художеств и строитель нашего Приютина не 9 декабря 1763 года, а 2 декабря 1764 года по новому стилю.
Проведение Круглого стола — свидетельство признания его организатором и выступавшими представителями трех крупнейших музеев страны (Академии художеств, Русского музея и Эрмитажа) доказательств в пользу отказа от традиционной, но ошибочной даты рождения Оленина. Эти доказательства были опубликованы в «Санкт-Петербургских ведомостях» («Первый директор Публички». 24.01.2014) и в журнале «Национальная библиотека» («Когда же родился А.Н. Оленин?». 2014. № 2).
Автор репортажа заблуждается, сообщая читателям, что приютинский музей вот уже 40 лет принимает посетителей. Увы… Открытый 17 декабря 1974 года, музей с 1 ноября 1978 года и до 25 мая 1990 года был закрыт в связи с неоправданно затянувшейся реставрацией главного усадебного дома. Другого места для размещения экспозиции сотрудники музея тогда не нашли.
Грубейшей ошибкой является указание на то, что после замужества младшая дочь А.Н. Оленина Анна носила фамилию Андро де Ланжерона.
Мужем Анны Алексеевны стал Ф.А. Андро (16.03.1804-7.07.1885) — незаконнорожденный сын генерал-инспектора Российской армии графа А. Ланжерона. Он действительно прибыл в Россию во времена царствования Екатерины II, но не в 1799 году (императрица скончалась 17 ноября 1796 г.), а в 1790-м и 7 мая того же года началась его служба в Сибирском гренадерском полку.
При Павле I Александр Ланжерон принял российское подданство, удостоен графского титула Российской империи. Федор же Андро 2 февраля 1821 года «особенною милостию» Людовика XVIII был возведен в дворянское достоинство Франции.
В 1823 году он был тоже принят на русскую службу. В марте 1840 года в связи с женитьбой на Анне Олениной присягнул на «вечное подданство России и Государю Императору».
Попытки Анны Алексеевны получить дозволение Николая I причислить мужа к роду графа Ланжерона и пользоваться его титулом и фамилией, не увенчались успехом. Представленные министру юстиции бумаги о том, что Федор Андро – единственный представитель и наследник прав и звания своего отца, были признаны «недостаточными».
Безуспешным оказалось и ходатайство о том же в 1895 году их сына Федора Федоровича Андро — полковника Донского казачьего войска.
Таким образом, ни Федор с Анной, ни их потомки никогда в России не были причислены к роду генерала от инфантерии, херсонского военного губернатора и градоначальника Одессы графа Александра Ланжерона. Ныне живущий в США праправнук Федора и Анны Андро, Дмитрий Николаевич, именует себя Ланжероном.
Главный хранитель Музея-усадьбы «Приютино» Н.М. Антонова сообщила на Круглом столе о некоторых поступивших в фонды музея от Дмитрия Николаевича семейных реликвиях. В газетном репортаже сообщается, что они перешли к нему от матери — Светланы Романовны, что очень сомнительно. Матушка Дмитрия Николаевича скончалась 11 ноября 1932 года, когда сыну, родившемуся 30 октября 1927 года, не было пяти лет.
О групповом портрете Анны Олениной с двумя рядом стоящими девушками журналист сообщает, что по одной версии это фотография с портрета работы Карла Гампельна, на котором изображены кроме Анны Мария и Изабелла Симпсон. По другой версии – это копия В. Гау со своей же «знаменитой» работы, которая находится в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, а изображены на ней Анна Оленина, Лидия и Антонина Блудовы.
На самом деле в Приютино поступила не фотография, а карандашный рисунок, почти идентичный опубликованному в 1912 году в журнале «Старые годы». Тот рисунок принадлежал А.Ф. Войде, жившей в Петербурге на Пушкинской улице младшей дочери Анны. Он был передан на выставку, открывшуюся в 1905 году в Таврическом дворце. Авторство Карла Гампельна, глухонемого художника, с 1817 года жившего в доме Олениных на Фонтанке, никогда ни у кого не вызывало сомнений.
Владимир же Гау не портретировал Анну Оленину в группе с какими бы то ни было лицами, а в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина отсутствуют ее изображения.
Что касается имен стоящих рядом с Анной девушек, то уже А.Ф. Войде не смогла назвать их. Этикетка под портретом на выставке была лаконичной: «Группа: Оленина, Анна Алексеевна, в замужестве Андро, и две ея подруги».
О.Н. Оом (1870-1938), внучка Анны Олениной по линии ее старшей дочери, баронессы С.Ф. Сталь фон Гольстейн (1844-1920), упомянула этот рисунок в комментариях к дневнику своей бабушки, изданному в 1936 году в Париже. В справке о Карле Гампельне она смогла только отметить, что «в семье Олениных сохранился карандашный его рисунок, изображающий А.А. Оленину, гр. Лидию Дм. Блудову и одну из их подруг», а воспроизведен этот портрет в журнале «Старые годы».
В этой связи отмечу, что рисунок исполнен в конце 1810-х-начале 1820-х годов, а сестры Блудовы появились в Петербурге и в доме Олениных только в 1830-х годах.
Не знала она, что и стоящая слева девушка – Анна Фурман в замужестве Оом — станет бабушкой ее второго мужа.
Установить ее имя помог женский поясной портрет, обнаруженный мною в 1969 году в альбоме Петра Оленина в Русском музее. На листе выше вклеенного рисунка была сделана надпись пером: «Портрет M-me Омм…».
Попытки наших современных искусствоведов идентифицировать изображенных на рисунке девушек с конкретными лицами основывались на предположениях, не более.
А экземпляр изданного Ольгой Николаевной Оом дневника Анны Олениной, поступивший в приютинский музей, также большая удача, несмотря на крайне плохое его состояние.
Если я не ошибаюсь, это парижское издание находится у нас только в Российской государственной библиотеке и Литературном музее в Москве, а также в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук в Петербурге.
Приютинский экземпляр ценен дарственной надписью на форзацном листе издателя отцу нынешнего дарителя Дмитрия Николаевича: «Милому племяннику Николаю Андро де Ланжерон, прося его полюбить Анну Алексеевну и ея достойных родителей, на добрую память Ольга Оом. 27 декабря 1936. Париж».
Остановлюсь еще на одной семейной реликвии Олениных, которая, к величайшему сожалению, возвратилась не в Приютино, а оказалась в фондах Эрмитажа. Я имею в виду портрет индуса Нам Джоги Алана работы художника М.Т. Тихонова (1789-1862).
Вопреки сообщению журналиста никто не знал до сентября 2011 года о существовании этого рисунка, выполненного в 1817 году. Изобразил же художник эту «экзотическую фигуру» не в «загородном доме», а у «загородного дома» в Приютине (похоже, что у ротонды) в 1817 году. О том свидетельствует авторская подпись под рисунком.
Этот индус находился у Олениных не одиннадцать лет, а «около полутора года и умер здесь в моем доме […] на 29 году своего возраста от следствий жестокой простуды», о чем сообщал Алексей Николаевич.
Облик этого молодого человека нам был знаком по портрету, исполненному Петром Олениным. Из надписи на обороте узнаем, что пришел этот странник в Петербург в 1816 году, а «скончался в доме нашем 29 апреля 1818 года».
Объявившийся в архиве Дмитрия Николаевича Андро рисунок позволил расширить круг художников, побывавших в Приютине.
Лев Тимофеев, первый директор Музея-усадьбы «Приютино»
«Южный луч»
Круглый стол был приурочен к 250-летию со дня рождения А.Н. Оленина, который «почти тридцать лет жизни» был не председателем Императорской Академии художеств, а ее президентом! Родился же этот друг наук и художеств и строитель нашего Приютина не 9 декабря 1763 года, а 2 декабря 1764 года по новому стилю.
Проведение Круглого стола — свидетельство признания его организатором и выступавшими представителями трех крупнейших музеев страны (Академии художеств, Русского музея и Эрмитажа) доказательств в пользу отказа от традиционной, но ошибочной даты рождения Оленина. Эти доказательства были опубликованы в «Санкт-Петербургских ведомостях» («Первый директор Публички». 24.01.2014) и в журнале «Национальная библиотека» («Когда же родился А.Н. Оленин?». 2014. № 2).
Автор репортажа заблуждается, сообщая читателям, что приютинский музей вот уже 40 лет принимает посетителей. Увы… Открытый 17 декабря 1974 года, музей с 1 ноября 1978 года и до 25 мая 1990 года был закрыт в связи с неоправданно затянувшейся реставрацией главного усадебного дома. Другого места для размещения экспозиции сотрудники музея тогда не нашли.
О родственных связях Олениных
Грубейшей ошибкой является указание на то, что после замужества младшая дочь А.Н. Оленина Анна носила фамилию Андро де Ланжерона.
Мужем Анны Алексеевны стал Ф.А. Андро (16.03.1804-7.07.1885) — незаконнорожденный сын генерал-инспектора Российской армии графа А. Ланжерона. Он действительно прибыл в Россию во времена царствования Екатерины II, но не в 1799 году (императрица скончалась 17 ноября 1796 г.), а в 1790-м и 7 мая того же года началась его служба в Сибирском гренадерском полку.
При Павле I Александр Ланжерон принял российское подданство, удостоен графского титула Российской империи. Федор же Андро 2 февраля 1821 года «особенною милостию» Людовика XVIII был возведен в дворянское достоинство Франции.
В 1823 году он был тоже принят на русскую службу. В марте 1840 года в связи с женитьбой на Анне Олениной присягнул на «вечное подданство России и Государю Императору».
Попытки Анны Алексеевны получить дозволение Николая I причислить мужа к роду графа Ланжерона и пользоваться его титулом и фамилией, не увенчались успехом. Представленные министру юстиции бумаги о том, что Федор Андро – единственный представитель и наследник прав и звания своего отца, были признаны «недостаточными».
Безуспешным оказалось и ходатайство о том же в 1895 году их сына Федора Федоровича Андро — полковника Донского казачьего войска.
Таким образом, ни Федор с Анной, ни их потомки никогда в России не были причислены к роду генерала от инфантерии, херсонского военного губернатора и градоначальника Одессы графа Александра Ланжерона. Ныне живущий в США праправнук Федора и Анны Андро, Дмитрий Николаевич, именует себя Ланжероном.
О семейных реликвиях Олениных, которые «еще ждут своих исследователей»
Главный хранитель Музея-усадьбы «Приютино» Н.М. Антонова сообщила на Круглом столе о некоторых поступивших в фонды музея от Дмитрия Николаевича семейных реликвиях. В газетном репортаже сообщается, что они перешли к нему от матери — Светланы Романовны, что очень сомнительно. Матушка Дмитрия Николаевича скончалась 11 ноября 1932 года, когда сыну, родившемуся 30 октября 1927 года, не было пяти лет.
О групповом портрете Анны Олениной с двумя рядом стоящими девушками журналист сообщает, что по одной версии это фотография с портрета работы Карла Гампельна, на котором изображены кроме Анны Мария и Изабелла Симпсон. По другой версии – это копия В. Гау со своей же «знаменитой» работы, которая находится в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, а изображены на ней Анна Оленина, Лидия и Антонина Блудовы.
На самом деле в Приютино поступила не фотография, а карандашный рисунок, почти идентичный опубликованному в 1912 году в журнале «Старые годы». Тот рисунок принадлежал А.Ф. Войде, жившей в Петербурге на Пушкинской улице младшей дочери Анны. Он был передан на выставку, открывшуюся в 1905 году в Таврическом дворце. Авторство Карла Гампельна, глухонемого художника, с 1817 года жившего в доме Олениных на Фонтанке, никогда ни у кого не вызывало сомнений.
Владимир же Гау не портретировал Анну Оленину в группе с какими бы то ни было лицами, а в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина отсутствуют ее изображения.
Что касается имен стоящих рядом с Анной девушек, то уже А.Ф. Войде не смогла назвать их. Этикетка под портретом на выставке была лаконичной: «Группа: Оленина, Анна Алексеевна, в замужестве Андро, и две ея подруги».
О.Н. Оом (1870-1938), внучка Анны Олениной по линии ее старшей дочери, баронессы С.Ф. Сталь фон Гольстейн (1844-1920), упомянула этот рисунок в комментариях к дневнику своей бабушки, изданному в 1936 году в Париже. В справке о Карле Гампельне она смогла только отметить, что «в семье Олениных сохранился карандашный его рисунок, изображающий А.А. Оленину, гр. Лидию Дм. Блудову и одну из их подруг», а воспроизведен этот портрет в журнале «Старые годы».
В этой связи отмечу, что рисунок исполнен в конце 1810-х-начале 1820-х годов, а сестры Блудовы появились в Петербурге и в доме Олениных только в 1830-х годах.
Не знала она, что и стоящая слева девушка – Анна Фурман в замужестве Оом — станет бабушкой ее второго мужа.
Установить ее имя помог женский поясной портрет, обнаруженный мною в 1969 году в альбоме Петра Оленина в Русском музее. На листе выше вклеенного рисунка была сделана надпись пером: «Портрет M-me Омм…».
Попытки наших современных искусствоведов идентифицировать изображенных на рисунке девушек с конкретными лицами основывались на предположениях, не более.
А экземпляр изданного Ольгой Николаевной Оом дневника Анны Олениной, поступивший в приютинский музей, также большая удача, несмотря на крайне плохое его состояние.
Если я не ошибаюсь, это парижское издание находится у нас только в Российской государственной библиотеке и Литературном музее в Москве, а также в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук в Петербурге.
Приютинский экземпляр ценен дарственной надписью на форзацном листе издателя отцу нынешнего дарителя Дмитрия Николаевича: «Милому племяннику Николаю Андро де Ланжерон, прося его полюбить Анну Алексеевну и ея достойных родителей, на добрую память Ольга Оом. 27 декабря 1936. Париж».
Остановлюсь еще на одной семейной реликвии Олениных, которая, к величайшему сожалению, возвратилась не в Приютино, а оказалась в фондах Эрмитажа. Я имею в виду портрет индуса Нам Джоги Алана работы художника М.Т. Тихонова (1789-1862).
Вопреки сообщению журналиста никто не знал до сентября 2011 года о существовании этого рисунка, выполненного в 1817 году. Изобразил же художник эту «экзотическую фигуру» не в «загородном доме», а у «загородного дома» в Приютине (похоже, что у ротонды) в 1817 году. О том свидетельствует авторская подпись под рисунком.
Этот индус находился у Олениных не одиннадцать лет, а «около полутора года и умер здесь в моем доме […] на 29 году своего возраста от следствий жестокой простуды», о чем сообщал Алексей Николаевич.
Облик этого молодого человека нам был знаком по портрету, исполненному Петром Олениным. Из надписи на обороте узнаем, что пришел этот странник в Петербург в 1816 году, а «скончался в доме нашем 29 апреля 1818 года».
Объявившийся в архиве Дмитрия Николаевича Андро рисунок позволил расширить круг художников, побывавших в Приютине.
Лев Тимофеев, первый директор Музея-усадьбы «Приютино»
«Южный луч»
2 комментария