В Ленобласти отметили Масленицу с банькой "Бабы-яги" и народным театром
Фото в народных костюмах, банька «Бабы-яги» с «молодильными» лопатой и скалкой и снежным «паром», народный театр «Петрушка» и молодецкие игры со срыванием шапок: в деревне Агалатово Всеволожского района реконструировали подлинные масленичные обрядовые песни, забавы и игры, записанные в фольклорных экспедициях.
«Местные власти попросили провести Масленицу на подлинном материале, собранном в экспедициях. Вошедший в программу праздника сюжет представления народного театра „Петрушка“ записан в Петербургской губернии, масленичные обрядовые и приуроченные к Масленице песни — позднее в Псковской, Новгородской, Тверской областях»,- комментируя программу, рассказала Елена Киселева, руководитель Ленинградского областного отделения Российского фольклорного союза.
Праздник начался выносом чучела с веником вместо лица, в платочке и фартуке. Эксперты, организаторы и участники фольклорных экспедиций не жалуют советскую традицию делать масленичное чучело куклой-красавицей, так как в народной традиции этого не было. Ранее это отмечали ТАСС заместитель генерального директора по науке Государственного республиканского центра русского фольклора Екатерина Дорохова и старший научный сотрудник Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) Елена Якубовская.
Собравшийся народ поначалу наблюдал, но как только организаторы праздника — этномузыкологи, фольклористы из ансамбля «Петербургская губерния» пригласили присоединиться к процессии, влился в праздничный круг. Он затем превратился в хоровод, а масленичные песни сменились играми для малышей. Взоры мальчишек немедленно приковал круг из толстенной веревки. Здесь, сняв свои головные уборы, они соревновались в стягивании шапки с соперника.
Рядом «Баба-яга» «затопила» шуточную баньку: cухие березовые веники и снег вместо пара и самые настоящие деревянная лопата и скалка собрали целую очередь желающих «попариться» и «омолодиться». «Деревянная (хлебная) лопата и скалка — атрибуты хлебопечения и один из символов Масленицы. А она связана в народном сознании с сытной здоровой жизнью, удлинением дня: возрождением Солнца, зерна, началом нового жизненного цикла и молодостью», — пояснила ТАСС атрибутику действа Елена Якубовская. «Баба-яга» на празднике похлопывала желающих лопатой и катала скалку по спинам, приговаривая про омоложение.
А для женщин приготовили «Терем Василисы прекрасной», где можно было примерить реплики музейных образцов народных костюмов — верхнюю одежду, платки, выполненные в разных старинных техниках и даже свадебный головной убор — жемчужный венец. Такими украшали себя невесты в северных губерниях России. Подобрать наряд, подходящий социальному статусу (незамужней девице к лицу жемчужный венец, замужней женщине — особым образом повязанный платок) помогала хозяйка терема Софья Владыкина — искусствовед, сотрудница Государственного Эрмитажа и создательница мастерской «Славутница», где и созданы реплики подлинных народных костюмов.
В наряде можно было сфотографироваться на фоне окошка с резными наличниками, стопки дымящихся на морозце блинов, старинного самовара и яблок на тарелке.
Многие участники праздника впервые подняли на плечо настоящее коромысло с ведрами. В рамках праздника прошло представление в традиционном народном театре «Петрушка». Спектакль под балалайку, то и дело обращаясь к публике, вел Иван Белоусов, выпускник Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, воссоздавший традицию изготовления псковских гуслей.
К слову, только народные инструменты и пение а-капелла составили музыкальный строй праздника.
Коллектив фольклорного ансамбля «Петербургская губерния» под этим названием дебютировал 19 января нынешнего года, выступив на Водосвятии у стен Петропавловской крепости. Затем он побывал с гастролями на праздновании китайского Нового года, представив Россию на Пекинском Международном весеннем карнавале в Парке Чаоян. А до этого его участники провели четыре фольклорных лагеря по обучению молодежи традиционной народной культуре. Костяк коллектива составили профессиональные этномузыкологи, искусствоведы, фольклористы.
«Местные власти попросили провести Масленицу на подлинном материале, собранном в экспедициях. Вошедший в программу праздника сюжет представления народного театра „Петрушка“ записан в Петербургской губернии, масленичные обрядовые и приуроченные к Масленице песни — позднее в Псковской, Новгородской, Тверской областях»,- комментируя программу, рассказала Елена Киселева, руководитель Ленинградского областного отделения Российского фольклорного союза.
Чучело — не красавица
Праздник начался выносом чучела с веником вместо лица, в платочке и фартуке. Эксперты, организаторы и участники фольклорных экспедиций не жалуют советскую традицию делать масленичное чучело куклой-красавицей, так как в народной традиции этого не было. Ранее это отмечали ТАСС заместитель генерального директора по науке Государственного республиканского центра русского фольклора Екатерина Дорохова и старший научный сотрудник Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) Елена Якубовская.
Собравшийся народ поначалу наблюдал, но как только организаторы праздника — этномузыкологи, фольклористы из ансамбля «Петербургская губерния» пригласили присоединиться к процессии, влился в праздничный круг. Он затем превратился в хоровод, а масленичные песни сменились играми для малышей. Взоры мальчишек немедленно приковал круг из толстенной веревки. Здесь, сняв свои головные уборы, они соревновались в стягивании шапки с соперника.
Рядом «Баба-яга» «затопила» шуточную баньку: cухие березовые веники и снег вместо пара и самые настоящие деревянная лопата и скалка собрали целую очередь желающих «попариться» и «омолодиться». «Деревянная (хлебная) лопата и скалка — атрибуты хлебопечения и один из символов Масленицы. А она связана в народном сознании с сытной здоровой жизнью, удлинением дня: возрождением Солнца, зерна, началом нового жизненного цикла и молодостью», — пояснила ТАСС атрибутику действа Елена Якубовская. «Баба-яга» на празднике похлопывала желающих лопатой и катала скалку по спинам, приговаривая про омоложение.
В образе Василисы прекрасной
А для женщин приготовили «Терем Василисы прекрасной», где можно было примерить реплики музейных образцов народных костюмов — верхнюю одежду, платки, выполненные в разных старинных техниках и даже свадебный головной убор — жемчужный венец. Такими украшали себя невесты в северных губерниях России. Подобрать наряд, подходящий социальному статусу (незамужней девице к лицу жемчужный венец, замужней женщине — особым образом повязанный платок) помогала хозяйка терема Софья Владыкина — искусствовед, сотрудница Государственного Эрмитажа и создательница мастерской «Славутница», где и созданы реплики подлинных народных костюмов.
В наряде можно было сфотографироваться на фоне окошка с резными наличниками, стопки дымящихся на морозце блинов, старинного самовара и яблок на тарелке.
Многие участники праздника впервые подняли на плечо настоящее коромысло с ведрами. В рамках праздника прошло представление в традиционном народном театре «Петрушка». Спектакль под балалайку, то и дело обращаясь к публике, вел Иван Белоусов, выпускник Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, воссоздавший традицию изготовления псковских гуслей.
К слову, только народные инструменты и пение а-капелла составили музыкальный строй праздника.
О «Петербургской губернии»
Коллектив фольклорного ансамбля «Петербургская губерния» под этим названием дебютировал 19 января нынешнего года, выступив на Водосвятии у стен Петропавловской крепости. Затем он побывал с гастролями на праздновании китайского Нового года, представив Россию на Пекинском Международном весеннем карнавале в Парке Чаоян. А до этого его участники провели четыре фольклорных лагеря по обучению молодежи традиционной народной культуре. Костяк коллектива составили профессиональные этномузыкологи, искусствоведы, фольклористы.
Источник: http://tass.ru
Событие на карте:
1 комментарий