Всеволожский театр Кяу
Те, кто интересуется историей Рябова-Всеволожска, конечно, знают, что до революции здесь был театр Кяу. Но кто это – Кяу? И каким был этот театр?
В 1903 году владельцами усадьбы Рябово Всеволожскими был устроен летний театр с садом в 75-ти саженях от станции Всеволожская по другую сторону железной дороги. Напомню, что в те времена железная дорога проходила по нынешнему Октябрьскому проспекту. Театр был расположен ближе к улице Бибиковская (сейчас этот переулок густо застроен). Границы участка с театром были таковы: Театральный переулок от Бибиковской ул., шел в сторону станции, затем линия проходила вдоль полотна ж. д., поворачивала на Заводскую улицу, поворачивала на Чернышевскую и опять подходила к Театральному переулку. Сейчас этот участок застроен частными домами и пятиэтажками.
В театре ставились спектакли «Птички певчие», «В окопах». В музее Всеволожска имеются афиши за 1916 год, подаренные музеем истории Санкт-Петербурга. Труппа возглавлялась Макеевым-Муромским. Спектакли начинались в 7 часов вечера, после спектакля были танцы под духовой оркестр, до 2-х, 3-х часов утра. В саду работал буфет. Всеволожцы и горожане очень любили бывать в этом театре.
Позже Всеволожские сдали его в аренду пожизненному члену Императорского человеколюбивого общества Антону Игнатьевичу Кяу. Ранее у Антона Игнатьевича Кяу было два дома на Чернышевской улице, постройки примерно 1912-13 гг. Один дом был конфискован после революции. Сейчас этот дом принадлежит ЖЭУ № 2, во втором доме, который был продан в 30-е годы, долгое время находился детский сад, сейчас снесен.
После аренды Антон Игнатьевич Кяу купил театр у Всеволожских. Здесь же на территории театра был кегельбан. Он так же принадлежал Кяу. Вечерами здесь собиралась публика, которая любила погонять шары и сбивать этими шарами кегли. Азартным игроком была жена Антона Кяу — Софья Владиславовна. Ее мало кто мог обыграть.
В историческом архиве Санкт-Петербурга хранится дело «Об освидетельствовании кинематографа – летнего театра на станции Всеволожская Шлиссельбургского уезда».
Из документов следует, что в марте 1915 года жена Антона Игнатьевича Кяу София Владиславовна обратилась с письмом в строительное отделение Петроградского губернского правления: «Имею честь покорнейше просить строительное отделение сделать соответствующее распоряжение об осмотре принадлежащего мне летнего театра на станции Всеволожская Ириновской железной дороги и, по осмотре, выдать мне свидетельство об открытии его на летний сезон текущего, 1915 года».
Строительное отделение в свою очередь обязало гражданского инженера К.И. Викторова, в присутствии представителя полиции и хозяйки театра, произвести осмотр помещения театра, о чём составить акт.
Поскольку театр существовал не первый год, то инженер обязан был проверить: не производились ли в здании какие-либо перестройки? Соблюдается ли противопожарная безопасность? Хранящийся в деле акт сообщает о том, что перестройки не производились, пожарные средства имеются. Из акта понятно – театр был достаточно велик: зал на 400 мест, буфет и кегельбан. Интересно, что проверяющие записали особое требование: сцена должна освещаться пиронафтом. Это тяжелое осветительное масло из нефти, менее огнеопасное, чем керосин, выпускалось под названием «Пиронафт 2 русский керосин». Но пиронафт требовал ламп особого устройства, поэтому в домах использовался редко. Видимо, владельцев заведений, подобных театру Кяу, обязывали применять для освещения именно пиронафт.
Поскольку София Владиславовна получила свидетельство об открытии театра сроком до 1 октября 1915 года, она выполнила требование об освещении сцены. Выполнялось ли второе требование – не допускать в зал более 400 человек – неизвестно.
Театр успешно работал в течение 20 лет, но в 1923 году произошёл пожар, который полностью уничтожил здание. После этого театр уже не восстанавливали. О том, что на этом месте когда существовал театр напоминает название переулка — Театральный.
Источники:
Газета «Всеволжские вести», №19, 14 марта 2014 года.
Вестник Всеволожского краеведческого музея №4 1995г.
В 1903 году владельцами усадьбы Рябово Всеволожскими был устроен летний театр с садом в 75-ти саженях от станции Всеволожская по другую сторону железной дороги. Напомню, что в те времена железная дорога проходила по нынешнему Октябрьскому проспекту. Театр был расположен ближе к улице Бибиковская (сейчас этот переулок густо застроен). Границы участка с театром были таковы: Театральный переулок от Бибиковской ул., шел в сторону станции, затем линия проходила вдоль полотна ж. д., поворачивала на Заводскую улицу, поворачивала на Чернышевскую и опять подходила к Театральному переулку. Сейчас этот участок застроен частными домами и пятиэтажками.
В театре ставились спектакли «Птички певчие», «В окопах». В музее Всеволожска имеются афиши за 1916 год, подаренные музеем истории Санкт-Петербурга. Труппа возглавлялась Макеевым-Муромским. Спектакли начинались в 7 часов вечера, после спектакля были танцы под духовой оркестр, до 2-х, 3-х часов утра. В саду работал буфет. Всеволожцы и горожане очень любили бывать в этом театре.
Позже Всеволожские сдали его в аренду пожизненному члену Императорского человеколюбивого общества Антону Игнатьевичу Кяу. Ранее у Антона Игнатьевича Кяу было два дома на Чернышевской улице, постройки примерно 1912-13 гг. Один дом был конфискован после революции. Сейчас этот дом принадлежит ЖЭУ № 2, во втором доме, который был продан в 30-е годы, долгое время находился детский сад, сейчас снесен.
После аренды Антон Игнатьевич Кяу купил театр у Всеволожских. Здесь же на территории театра был кегельбан. Он так же принадлежал Кяу. Вечерами здесь собиралась публика, которая любила погонять шары и сбивать этими шарами кегли. Азартным игроком была жена Антона Кяу — Софья Владиславовна. Ее мало кто мог обыграть.
В историческом архиве Санкт-Петербурга хранится дело «Об освидетельствовании кинематографа – летнего театра на станции Всеволожская Шлиссельбургского уезда».
Из документов следует, что в марте 1915 года жена Антона Игнатьевича Кяу София Владиславовна обратилась с письмом в строительное отделение Петроградского губернского правления: «Имею честь покорнейше просить строительное отделение сделать соответствующее распоряжение об осмотре принадлежащего мне летнего театра на станции Всеволожская Ириновской железной дороги и, по осмотре, выдать мне свидетельство об открытии его на летний сезон текущего, 1915 года».
Строительное отделение в свою очередь обязало гражданского инженера К.И. Викторова, в присутствии представителя полиции и хозяйки театра, произвести осмотр помещения театра, о чём составить акт.
Поскольку театр существовал не первый год, то инженер обязан был проверить: не производились ли в здании какие-либо перестройки? Соблюдается ли противопожарная безопасность? Хранящийся в деле акт сообщает о том, что перестройки не производились, пожарные средства имеются. Из акта понятно – театр был достаточно велик: зал на 400 мест, буфет и кегельбан. Интересно, что проверяющие записали особое требование: сцена должна освещаться пиронафтом. Это тяжелое осветительное масло из нефти, менее огнеопасное, чем керосин, выпускалось под названием «Пиронафт 2 русский керосин». Но пиронафт требовал ламп особого устройства, поэтому в домах использовался редко. Видимо, владельцев заведений, подобных театру Кяу, обязывали применять для освещения именно пиронафт.
Поскольку София Владиславовна получила свидетельство об открытии театра сроком до 1 октября 1915 года, она выполнила требование об освещении сцены. Выполнялось ли второе требование – не допускать в зал более 400 человек – неизвестно.
Театр успешно работал в течение 20 лет, но в 1923 году произошёл пожар, который полностью уничтожил здание. После этого театр уже не восстанавливали. О том, что на этом месте когда существовал театр напоминает название переулка — Театральный.
Источники:
Газета «Всеволжские вести», №19, 14 марта 2014 года.
Вестник Всеволожского краеведческого музея №4 1995г.
0 комментариев